живущими в 19-20 веках . Уже были найдены Рембрандт , Рафаэль ,
Донателло , Тициан , Рубенс , Пуссен , Лебрен , Тинторетто .
Сегодня посмотрим на Микеланджело и Торриджано .
...
У знаменитого скульптора Микеланджело фамилия была "Буонаротти" .
В переводе с итальянского языка , фраза "buona rotti" буквально
означает "хорошо наточенный" ( buona = хорошо , rota = точить ,
шлифовать ) .
У жившего в 19 веке знаменитого французского скульптора Огюста Родена
фамилия буквально означает "наточенный" ( rodé - отшлифованный ) .
...
В жизни Микеланджело был следующий знаменитый эпизод . Из зависти
к талантам Микеланджело его ударил по лицу скульптор Пьетро
Торриджано , в результате чего нос Микеланджело оказался сломан .
Узнав об этом , тогдашний правитель Флоренции ( из рода Медичи )
приказал Торриджано убираться из школы ваяния ( а заодно из
Флоренции вообще ) , если тот не желает себе крупных неприятностей
за свою уродливую выходку .
В 1863 году Огюст Роден изваял бюст под названием "Портрет М."
( более известный как "Человек со сломанным носом" ) . Этот бюст
Роден попытался пристроить в парижский Салон , но жюри отказалось
выставлять это произведение , назвав его уродливой мерзостью .
В этой параллели замечателен следующий нюанс . Руководство парижского
Салона в конце 19 века ( состоящее из профессиональных художников )
обязано было бы знать биографию Микеланджело и историю об его носе
( согласно официозной истории , в 19 веке должны были знать о том ,
кто такой Микеланджело ) . Поэтому , когда некий скульптор в 19 веке
приносит в Салон бюст с названием "Портрет М." со сломанным носом
на бюсте - то любой образованный художник ОБЯЗАН был понять , кто
подразумевается под "М." ( потому что тогдашних художников заставляли
читать книгу Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев" ,
где рассказывается и об истории с разбитым носом Микеланджело ) ...
Но почему-то жюри Салона посчитало бюст "М." с разбитым носом за
недопустимое уродство . Получается , что никакого Микеланджело
ещё не знали в 1863 году ? В 1863 году ещё никто не читал книгу
Вазари с биографиями художников Возрождения ?
бюст Микеланджело ( работа Вольтерры ) и роденовский бюст "М."
со сломанным носом ( мраморная копия работы Леона Фурке ) :
Сломавший нос Микеланджело , скульптор Торриджано печально
закончил свои дни . Будучи в Испании , он выполнил заказ
для герцога Аркоса , изваяв Богоматерь . Герцог наобещал
выплатить за это огромную кучу денег , и Торриджано возмечтал
стал богатым . Однако , когда изваяние Богоматери было отдано
заказчику , тот прислал к Торриджано двух носильщиков с кучей
мелких монет ( мараведи ) . Пересчитав огромную кучу монет ,
Торриджано обнаружил , что общая сумма не достигает даже 30
дукатов . Поняв , что его обманули , Торриджано явился в дом
герцога и своими руками изуродовал изваяние Богоматери .
В ответ на это , герцог Аркос донёс инквизиции о поступке
Торриджано , и того обвинили в богохульстве ( в изуродовании
лика Богоматери ) . Торриджано был брошен в тюрьму , но казнить
его не успели , ибо он покончил с собой , не вынеся такой
низости в свой адрес .
Совершенно аналогичная история была с недругами Родена , которые
отвергли его "Человека со сломанным носом" !
В 1863 году Салон не допустил в свою экспозицию указанный бюст
Родена . Жюри парижского Салона состояло из художников Академии
Изящных Искусств , а сама Академия возглавлялась в ту пору
Эрнестом Бёле ( постоянный секретарь Академии с 1862 года ) .
Дальнейшая судьба этого человека была печальна . В 1874 году
Эрнест Бёле возмечтал стать богатым , но был обманут . Сочтя
себя невыносимо оскорблённым , Бёле покончил с собой .
Пьетро Торриджано и Эрнест Бёле ( попарно 2 раза ) :
Но вернёмся к Микеланджело и Родену .
Одна из самых известных скульптур Микеланджело называется
"Умирающий раб" .
Одна из самых известных скульптур Родена называется
"Бронзовый век" . Официальные искусствоведы утверждают ,
что данное произведение создано Роденом под решающим
влиянием именно "Умирающего раба" Микеланджело .
"Умирающий раб" и "Бронзовый век" :
К сожалению , я не нашёл явно похожих изображений Микеланджело
и Родена . Потому что Роден на большинстве фотографий изображён
весьма мордатым ( сытая круглая рожа ) , а Микеланджело ,
наоборот , почти везде выглядит измождённым и осунувшимся .
Попалась лишь парочка отдалённо схожих изображений - портрет
Микеланджело работы Джакопино дель Конте , и фото Родена
в молодости ( без сытой круглой хари ) :